414011, г. Астрахань, ул. Космонавта Комарова, д.53 тел. 385046

Главная
О школе
Документы
Фотоальбом
Полезные ссылки
Праздники в школе
Ученику
Наши друзья

 


Найти: на:

Методика и педагогика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Т.Ю. Степкина*, Т.В. Клемина**, Т.П. Бакулина*** (Астрахань, *МОУ гимназия №1, **СОШ №66, ***СОШ №26)

The development of knowledge and skills is esteemed during forma­tion for learning of a method (reception, acceptance) of matching.

Одной из важнейших задач современной школы является развитие мышления учащихся в процессе обучения. В процессе обучения химии используются различные приёмы умственных действий, которые обеспечивают глубокое и полное усвоение ма­териала это и приём стимулирующих звеньев, приём реконстру­кции, приём аналогии, прогнозирования, соотнесения, сравнения, обобщения.

Приёму сравнения, на конкретном учебном материале, мы начинаем обучать школьников в 7 классе при проведении пропеде­втического курса. Учащихся знакомим с таким определением: сравнение - это установление сходства или различия между пар­ными объектами. В дополнение к этому определению мы предла­гаем учащимся план, по которому осуществляется сравнение: 1) перечень признаков, по которым осуществляется сравнение; 2) со­поставление (сравнение по признакам сходства), противопостав­ление (по признакам различия) или полное сравнение (установле­ние признаков сходства и различия); 3) Обобщение и выводы. Уп­ражнения, способствующие развитию приёма сравнения, начинаем со сравнения по готовому перечню признаков с использованием средств наглядности, или без них (если таковых не имеется). Про­должаем обучение сравнением перечня признаков, которые вспо­минают и частично устанавливают сами учащиеся, и заканчиваем сравнением с использованием перечня признаков самостоятельно выявленных учащимися, или сравнением по выделенным сущест­венным признакам. Например, при изучении в 7 классе темы: «Фи­зические свойства вещества» учащимся предлагаем следующие за­дания.]) Сравните (устно) свойства: а) серы и угля, б) сахара и

 угля, б) сахара и поваренной соли, в) воды и подсолнечного масла. Запишите свои ответы о сравнении одной пары в таблицу. Призна­ки сравнения веществ (агрегатное состояние, цвет, прозрачность, запах, растворимость) выписываем на доске. Графы: сравниваемые признаки, название вещества, выводы. Лаборант в склянке без этикеток поместил следующие вещества: а) порошок серы; б) сахарная пудра; в) крахмал; г) соль; д) порошок железа. По каким характерным признакам можно помочь лаборанту различить эти вещества. Чтобы учащиеся научились ещё и анализу, им предла­гается ответить на контрольные вопросы: 1) Каковы признаки сходства этих веществ? 2) Чем вещества отличаются друг от друга? 3) По каким основным признакам можно распознать каждое из предложенных веществ? При изучении темы «Относительная молекулярная масса» (8 класс) учащимся на парту выдаются моде­ли молекул метана и хлорида углерода (формулы записаны на дос­ке) и ставится задача: Какая из молекул имеет большую массу. Учащиеся перед ответом сравнивают молекулы по моделям, и де­лают вывод, что число атомов в одной и другой молекуле оди­наково, но молекула хлорида углерода состоит из более крупных атомов, следовательно, её масса больше. После сделанного вывода формулируется новая задача: Докажите свой ответ математически (учащиеся без труда догадываются, что для расчёта молекулярной массы следует сложить массы всех атомов, входящих в молекулу. Далее учащиеся рассчитывают молекулярные массы вещест», формулы которых предложены учителем. Приём сравнения очень широко используется при изучении органической химии, особенно при изучении взаимного влияния атомов в молекуле

Формирование приёма сравнения у учащихся на уроках хи«
мии и обучение их обобщению на основе этого приёма способе^
вуют развитию наблюдательности учащихся, вырабатывают у \\Щ
умение логически рассуждать, делать выводы, способствуют СО
нательному усвоению материала и подготавливают к самостоятельному обобщению знаний

-

Usage of a method of matching at lessons of chemistry !

T.Y. Stepkina, T.V. Klemina, T.P. Bakulina

 

формирование и поддержание у школьников познавательного интереса к физике,

раскрытие роли физики в современной цивилизации, развитие их творческих

способностей; -       помощь   выпускникам   школы   в   определении   направления   их   дальнейшей

деятельности, обосновании адекватного поведения в окружающей среде. Механика - раздел физики, представляющий собой один из важных разделов физики. Профильное обучение механике возможно, если разработать методическую систему содержания обучения, соответствующую достижимым уровням обученности учащихся разных профилей. В конце статьи приведена таблица иллюстрирующая эту идею.

При изучении механики в основной школе дольны быть определены единый для всех школ страны обязательный минимум содержания учебно о материала и единые требования к уровню обязательной подготовки школьников. Но это не означает единообразия учебного процесса. Именно этот раздел важен не только для тех. кто дальше будет выбирать профильное изучение физики, но и для других профилей.

Важнейшим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является его опыт познавательной деятельности в сфере изучаемого материала. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы изучаемые .хжовы физики и методы науки были одновременно и объектом, и средством процеха учебного познания. Физика как развивающаяся система знаний о законах природы оказывала во все исторические эпохи существенное воздействие на формирование мировоззрения, становление многиг. философских учений. В связи с этим знание фишческих законов, в частности раздел; «механика», в будущем пригодятся не только .да учеников, выбравших профильное направление физики, но и гуманитариям и конечно же ученикам, выбравшим естественно • научное направление. Именно в физических исследованиях формировались наиболее общие методы научного познания окружающей действительности, которые успешно применяются в других науках и прикладных сферах человеческой деятельности.

 

Виды знаний

Формируем ые в разделе механика знания и умения

Содержание курса механики обеспечивает

Уровни усвоения

 
 
 

Гуманитарно-филологическ ий профиль

Физико-математический профиль

Когнитологич еский

Основные дидактнческ ие единицы механики

Ученик должен знать Понятия, величины, явления, законы, модели, установки и т.д.

Предметный уровень (требования ГОС) обеспечиваем ый уроками физики

Предметный и надпрелметный уровни, обеспечииаемые учебным предметом физика, а так же Дополнительным, элективными и специальными курсами.

Гносеологиче ские

Эмпирическ ие методы

Ученик должен уметь: -наблюдать, -измерять, -следовать.

 

 

 

Теоретичсск ие методы

г

-сравнивать, -сопоставлять, ■делать выводы, -выдвигать гипотезы, ■обосновывать выдвинутую гипотезу и далее.

 

 

Логические

Стиль мышления

Формируемый стиль мышления: -логический, -диалектический, -эвристический.

 

 

Использование приемов стимулирующих звеньев и прогнозирования на уроках химии

                          Т.В. Клемина, Т.Ю. Степкина, СЕ. Антонова.

             Астрахань

Динамическое развитие научно-технического потенциала общества, нарастание объема информации в системе предметного знания ориентируют учителя не столько на формирование у учащихся определенного объема знаний, сколько на развитие творческих возможностей обучаемых. Возникла крайне актуальная проблема переориентации учебного процесса на методы и приемы, максимально стимулирующие самостоятельность и активность мышления ученика. В модернизации современной школы одной из центральных мест занимает активизация мыслительной деятельности учащихся.

В мыслительной деятельности выделяют три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления. Для формирования достаточно высокого уровня мышления познавательную деятельность с учащимися надо строить так. чтобы они продвигались последовательно по уровням мыслительной деятельности.

Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Глубокое понимание учащимися сообщаемого материала, есть условие усвоения ими знаний и одновременно школа развития их мышления, их познавательных способностей. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт вьполнения различных умственных действий, повторяя рассуждения учителя и учебника, подражая им, ученик осваивает приемы мыслительной деятельности. Группа психологов под руководством Н.А. Менчинской под приемами мыслительной работы понимали систему действий, с помощью которых каждый ученик сознательно овладевает знаниями и умениями, содержащимися в этом учебном материале. Учитывая особенности теоретического материала предмета химии, насыщенность его расчетными задачами, правилами, определениями, обилием формул, среди известных приемов мыслительной деятельности выделяем прием использования стимулирующих звеньев.

Образно реализацию данного приема можно представить в форме создания ассоциаций. Например, чтобы у ученика сформировать прочную связь двух мыслей, то есть ассоциацию А - В такую, чтобы осознание им вопроса А мгновенно влекло бы ответ В. Этого можно добиться либо путем непосредственного и неоднократного повторения друг за другом этих мыслей, либо «вклиниванием» между ними промежуточного мыслительного процесса. Психологи обращают внимание на промежуточный мыслительный процесс, который «вклинивается» между двумя другими процессами, протекающими в сознании ученика, помогает устанавливать связи между ними, углублять понимание и активизировать мыслительную деятельность. В связи с этим промежуточный мыслительный процесс можно назвать стимулирующим звеном.

В качестве стимулирующих звеньев в ходе обучения могут выступать процессы: а) вспоминания, т.е. применения по ходу ознакомления с материалом (или выполнения упражнений) соответствующих определений, законов, правил; б) созерцания, а в дальнейшем представления наглядных образов (моделей, графиков, рисунков): в) деятельности с наглядными образами: г) оперирования знаками и символами (введение стрелок. подчеркивание записей, условных обозначений); д) любые рассуждения, действия, углубляющие понимание.

В практике обучения химии работа с текстом с использованием приема стимулирующих звеньев может быть представлена в три этапа: 1) текст (правило, определение) разбивается на логические части: 2) дается образец ответа (читается последовательно каждая часть текста (определения, правила, алгоритма) и после каждой прочитанной части, выполняется соответствующий элемент упражнения: 3) работа по аналогии: учащиеся читают текст и одновременно выполняют упражнения. Используя данный прием, каждый ученик имеет возможность одновременно выполнять упражнения и читать   определение,   правило,   алгоритм,   комментировать,   обосновывать   проводимые операции. Эти обоснования вклиниваются а действия ученика, углубляя понимание изучаемого материала и активизируя его мыслительную деятельность. Постепенно обоснования свертываются.

В учебнике VIII класса (автор Габриелян О.С.) дается правило составления формул соединений по степени окисления химических элементов. Эффективно дать образец ответа, показывая, как, читая правило по частям, одновременно выполнять упражнение. Затем по образцу работают вызываемые к доске учащиеся, остальные следят за их работой и составляют ту же формулу. Ответ ученика выглядит следующим образом: чтобы составить формулу соединения по степени окисления элементов, составляющих вещество, надо: 1) написать химические знаки элементов и определить степень окисления атомов химических элементов; 2) записать эти значения в формулу; 3) найти наименьшее общее кратное чисел, выражающих степень окисления: 4) разделить наименьшее общее кратное на степень окисления каждого элемента и -толученное число (индекс) приписать снизу справа к знаку химического элемента. Использ .я в качестве стимулирующего приема - комментирование своих действий и доказательное подтверждение ответа, учащиеся приучаются грамотно оформлять записи химических формул и уравнений химических реакций.

Изучению веществ и явлений в процессе обучения способствует прием прогнозирования. Выделяют вилы учебного прогнозирования: применяемые в сходных и новых, нестандартных ситуациях. Анализ программы по курсу органической химии позволяет выделить темы, длл изучения которых необходимо специально готовить учащихся. Для овладения прогнозирования свойств органических веществ необходимо знакомить учащихся с технологией выполнения заданий, связанных с прогнозированием. Это будет в свою очередь способствовать формированию у учащихся поискового стиля мышления. Изучение многих органических веществ предполагает наличие у учащихся большого запаса знаний о взаимосвязи между составом, строением и свойствами веществ не только органической природы. В психологии установлено, что процесс получения желаемого результата основан на некотором предвидении этого результата в процессе анализа, синтеза, обобщения. Прием прогнозирования широко используется в ходе демонстрации химического эксперимента, поисковых заданий лабораторных опытов, обсуждении познавательных заданий. При его использовании углубляется понимание соответствующего материала, усиливается интерес, внимание, возникают новые идеи и предположения.

Для того, чтобы прогнозировать свойства того, или иного индивидуального химического вещества учащимся необходимо показать знания теории строения органических веществ и электронной природы химической связи. Опорными сведениями являются знания свойств функциональных групп, взаимного влияния атомов и умения определять характер свойств реакционных центров молекул органических веществ. Точность прогнозирования подтверждается научными знаниями, полученными в ходе работы со специальной литературой или в ходе химического эксперимента. В случае несоответствия прогноза и научных знаний учащиеся учатся объяснять это противоречие. В работу учащихся вносятся коррективы.

Предложенные приемы развития мышления могут быть использованы при организации различных видов учебной деятельности. С помощью оригинальных нестандартных заданий можно контролировать глубину усвоения учебного материала, целенаправленно формировать и тренировать логическое мышление учащихся. Они также способствуют созданию эмоцио( ального настроя на уроке, поддерживают установку на добывание знаний. Опыт обучеьия показывает, что значительная часть учащихся (72%) способны при дальнейшем обучении самостоятельно выбирать и использовать мыслительные приемы, в наибольшей степени соответствующие содержанию учебного материала.

Администрация сайта                                                                                 © МОУ СОШ №66, 2006. Все права защищены.

Hosted by uCoz